[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Образовательные программы ЦХО МГДД( » Образовательные программы и студии ЦХО

Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства
"Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства на примере образовательной программы педагога ТЮМа"
Фрагменты образовательной программы педагога Ронами Татьяны Юрьевны
Человек есть существо самое кроткое
и самое божественное,
если он будет укрощен настоящим
воспитанием.
Если же его не воспитывать или
давать ему ложное воспитание,
то он будет самым диким животным
из всех, кого производит земля.
Платон «О законах»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами социально-педагогической направленности и составлена на основе многолетнего опыта работы в студии Театра Юных Москвичей.
Художественно-эстетическая направленность реализуется в процессе обучения актерскому мастерству и постановки спектакля.
Во-первых, театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с его личными переживаниями.
Во-вторых, театр ближе, чем какой-либо другой вид творчества, непосредственно связан с игрой – этим «корнем всякого детского творчества» (Л. С. Выготский).
Само воплощение театральной постановки дает возможность для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, рисуют, шьют, поют, танцуют. Все эти занятия вместе взятые приобретают смысл и цель как часть общего, как результат творческих усилий всего коллектива – то есть спектакля с волнующим детей замыслом, при подготовке которого педагог помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, раскрывать содержание доступных детям ролей и всей пьесы в действии. Именно театральная игра развивает природные свойства и способности детей, помогает педагогу в выполнении поставленных целей и задач.
Элементы социально-педагогической направленности обеспечиваются погружением обучающихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нравственного воспитания. Это погружение осуществляется специальными режиссерско-педагогическими методиками, разработанными автором данной программы, которые включают в себя поэтапное знакомство обучающихся с основами актерской грамоты, нравственных и духовных примеров из шедевров классической и духовной литературы.
Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей.
Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.

Отличительные особенности программы
Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.
Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше.
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели» (Иоанн Богослов).
Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет – не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка. Эти условия должны создаваться в тесном союзе с родителями и при непосредственной поддержке и взаимопонимании с администрацией.
Процесс воспитания является базовым основанием любой педагогики.
Если воспитание – это процесс то оно эффективнее достигается средствами театрального искусства в системе дополнительного образования.
Воспитание методами театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует детей в культурно-социальном пространстве общества.
«Несомненно, что воспитание ребенка может происходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание», – написал Н. И. Пирогов в своей статье «Образование и воспитание». «Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитывается собственными средствами… От образования некоторого взгляда на вещи – правильного или неправильного, - от образования нравственного кодекса вы его не убережете».
Театральными средствами успешно решается и другая задача образовательного процесса – обучение.
В процессе занятий дети получают систему профессиональных знаний, овладевают практическими навыками техники актерского мастерства, приобретают умение мыслить и сопоставлять, умение двигаться на сцене, правильно и четко говорить, умение владеть своим голосом, умение решать различные сценические задачи и самое главное умение – это умение учиться, то есть желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки, применяя их на практике.
«Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, – пишет Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике», – а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки».
Любая профессиональная деятельность опирается на реальные умения человека, на его способность к тем или иным действиям.
Большинство театральных программ отводят обучению главную роль.
Можно научить правильно и выразительно говорить, пластично двигаться на сцене, научить правильно анализировать драматическую ситуацию и натренировать нужные навыки, но желание активно участвовать в деле и воля к труду могут быть развиты только в процессе длительного воспитания.
Педагог имеет возможность средствами театрального искусства стихийное развитие личности делать целенаправленным, помочь приобрести навыки общественной и духовной жизни, приобрести новый опыт общения, общения в любви, который вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию.
«Процессы развития делают научение возможным, но само научение не является причиной развития, – пишет английский психолог Томас Бауэр. – Способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые могут угасать, если их не упражнять».
Надо иметь в виду, что «воспитание театром» не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее в жизни и на сцене. В программе нет жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подгонять детей, жизнь каждого ребенка ценна именно своим личным путем и личным трудом. На это педагог и должен ориентироваться, не авторитарно воздействовать на детские души, а помогать ребенку в раскрытии его личностных особенностей и психологической индивидуальности.
Занятие театральным искусством полезно всем детям, особенно проблемным, т.е. так называемым «трудным» подросткам. Не обязательно обучаться детям театральному искусству на профессиональном уровне.
Обучение театральному искусству является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка вне рамок общеобразовательной школы.

Цель и задачи программы
Цель программы: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности.

Задачи:
Обучающие:

- обучить основам театрального искусства;
- обучить практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
- обучить культуре общения;
- обучить духовно-нравственным традициям.
Развивающие:
- сформировать нравственное отношение к окружающему миру;
- развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребёнка;
- сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
- развить внимание, умение слушать, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмоциональную отзывчивость;
- развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.
Воспитательные:
- воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
- воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
- сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
- воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
- сформировать патриотизм и культуру межнационального общения.

Возраст обучающихся
Возраст обучающихся – 7-16 лет.
Количество детей в группе:
1-й год - 15 чел.
2-й год – 12 чел.
3-й год – 10 чел.

Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 3 года
Количество часов в год-216

Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, с 15 мин. перерывом после каждого академического часа.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседы преподавателя с обучающимися, совместное комментирующее прочтение драматургического материала, упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, репетиции, экскурсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, встречи с деятелями искусств, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе» (Л. С. Выготский).
Важно не столько то, что создадут дети, а важно, как они творят, упражняются в творческом воображении, увлекаются художественным вымыслом, ставят себя в положение вымышленных героев, активно включаются в их жизнь. Творческий процесс развивает природные свойства и способности детей.
Обучающиеся 1-ого года будут знать:
- предлагаемые обстоятельства
- культуру восприятия замечаний
- правила поведения на сцене и в общественных местах
уметь:
- управлять своим вниманием
- активизировать свою фантазию
- осмысливать поведение в собственных работах
- работать в коллективе
- различать разное поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах
Обучающиеся 2-ого года будут знать:
- приёмы подготовки и выполнения этюдов
- правила словесного действия
- жанры и способы существования на сцене
уметь:
- распределять себя в сценическом пространстве
- владеть и пользоваться словесными воздействиями
- анализировать свою работу и товарищей
- быть ответственными перед партнерами и зрителями
- выполнять домашнюю работу
- вносить коррективы в свое исполнение
- работать в «команде»
Обучающиеся 3-его года будут знать:
- технологию « метода действенного анализа»
- практическое применение полученных знаний в создании сценического образа
- основные направления развития современного театра
уметь:
- находить средства реализации заданного характера, его психофизического оправдания и выразительности
- ответственно исполнять свою роль на протяжении всего спектакля
- активно участвовать в репетиционной работе
- определять в любом сложном общении основные параметры и особенности их реализации.
- импровизировать при исполнении своей роли в спектакле
- избегать конфликтной ситуации или находить возможные пути решения конфликта
- расширять свой культурный кругозор и постоянно духовно совершенствоваться;

Формы подведения итогов реализации программы
Форма итогового прохождения программы – учебная работа в виде спектакля, театрализованного представления или показа самостоятельных работ.
Промежуточный контроль прохождения программы заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде открытых уроков для родителей, учебного показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.
Основными критериями прохождения программы являются:
1. Эмоциональный след от занятий, от творчества – удовлетворение, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.
2. Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:
- освоение сценического пространства;
- отношение к предмету;
- отношение к партнеру;
- внимание;
- самостоятельность идеи;
- общение,
- исполнительская культура;
3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.
После третьего года обучения проходит итоговое занятие в форме открытого показа, для родителей, педагогов, администрации и друзей, учебной работы в виде спектакля, театрализованного представления или показа самостоятельных работ. По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация обучающихся согласно Положению об аттестации в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.
Категория: Образовательные программы и студии ЦХО | Добавил: art-edu (17.06.2011)
Просмотров: 7921 | Теги: ТЮМ, программа, Ронами | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]