[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Образовательные программы ЦХО МГДД( » Образовательные программы и студии ЦХО

Немного о «Пингвин-школе»
  Руководитель Пингвин-школы Л. Н. Блинова          С чего все началось?  В  начале  80-х  годов  педагог и методист студии художественного  слова  Л. Н. Блинова  совмещала   работу  во  Дворце  с  работой  в  Доме Ученых  и  в  Музыкальной  школе  на  Юго-Западе,    где занималась  с  детьми  младшего  возраста  гармоничным  художественным   движением  по  системе   Л.Н. Алексеевой.    В  музыкальной  школе  Л.Н. Блинова   проводила   семинары   для  родителей  с  показом  и  демонстрацией  принципиальных   отличительных особенностей   музыкального   развивающего  художественного  движения,  доступного  и   необходимого  для   всех,  а  не только для  особо  одаренных,  отобранных  в  большой спорт или  хореографию.  В 1983 году педагог  Л.Н. Блинова   начала  экспериментальную   работу   в отделе художественного творчества Дворца  по комплексному развитию  детей  младшего  школьного  и  дошкольного возраста.   Занятия  велись по программам:   «От развития речи  к  художественному чтению»   и   «От  музыкального  развивающего движения  к  театральной  игре».   Желающих  заниматься,  как  детей, так и  взрослых,    присутствующих   на  занятиях,  было  очень  много.  Один  из  ярчайших  примеров! - Нина  Александровна  Руцкая   однажды  рассказала,  как  она  пришла   в   «Пингвин – школу»:  «Идем мы  с  Майей   по   улице,  (Майе  4  года,  девочка  больна церебральным параличом),   подбегает  незнакомая  женщина,  советует   нам  срочно  идти  во  Дворец  пионеров  и  найти  там  Ларису Николаевну Блинову :   «Она  Вам  поможет».    Майя  сегодня,   позанимавшись  в   «Пингвин - школе»  и  гимназии,  закончив лицей  «Воробьевы горы»  и  Исторический   факультет  РГГУ,   учится  в  аспирантуре  и  успешно работает.    
          С  перестройкой  в  80-е   годы   многое  изменилось.        У  предприимчивых,  инициативных   людей  начал  формироваться   первичный  капитал.   Молодые  матери  получили  от  государства  социальную  поддержку   и  право  на  частично  оплаченный,   до 3 лет,   а  далее  бесплатный   отпуск  по  уходу  за ребенком.     Наступили   времена,   полные  надежд   на  лучшую  жизнь.   Детские сады  и  ясли,  как ни  странно,  начали  закрываться.  Что  объясняется   не  только   демографическим  спадом.  Родители  воспользовались     возможностью   воспитывать   своих  детей  дома,  понимая,  что только  домашние  условия,   любовь  и  постоянная  забота  в  семье  гарантируют  ребенку  психосоматическое  здоровье.   
          Конец  80-х  и   90-е  годы   знаменательны  тем,  что  очень  сильно  возросла   родительская  активность.  Возникли  такие  понятия,  как  альтернативное  образование,   альтернативная  школа  и  альтернативное   дошкольное  образование. У родителей  появилось право на  выбор.   Они  хотели,   чтобы  дети,  не  посещающие  ДОУ,    получили  социальный  опыт  в  общении  с  другими  детьми  и  взрослыми,   получили    раннее  развитие,     подготовку  к  занятиям   в  школе  и  адаптацию  к  жизни   в   современном обществе,  не  отрываясь  на  длительный  срок  от  семьи.       Выполняя социальный  заказ,   «Пингвин – школа»,   предоставляла   родителям  такую  возможность,  предлагая   учебные  предметы,  которые  не  повторяли  базовое  образование   детского  сада,   а  дополняли,    развивали   и обогащали  его.   
              Удовлетворить     всех  желающих  оказалось  возможным  только после введения в силу законов СССР  «Об индивидуальной трудовой деятельности»  (19  ноября  1986 года) и  «О  создании   Кооперативов»  (5 февраля 1987года).    Работа с  детьми   велась педагогами сначала на  договорной  основе с  Дворцом  по  патентам,  затем  в  кооперативе   «Коллаж-комплекс»,  созданном  при  отделе  художественного  творчества.   Сегодня   «Пингвин - школа»  -  платные  услуги  Дворца населению города.
             По  просьбе   родителей  комплекс  Л.Н. Блиновой был  расширен  и  дополнен  новыми  образовательными  предметами такими,  как:  «Знакомство  с  компьютером»  и  «Начальное математическое развитие»;    «Начальное  изобразительное творчество»;    «Начальное  музыкальное  развитие»;   «Английский  язык»  и др.      К  работе   в  «Пингвин - школе»   были  привлечены  психологи,   логопед,   методисты  и  педагоги   с   дошкольным  образованием.  Научное  руководство  «Пингвин – школой»   осуществляла   в  то  время   кандидат   психологических   наук   Антонина  Евгеньевна Лагутина  ,  а  в  дальнейшем  психолог-педагог   Елена  Николаевна Северин.    С  их  помощью  были   разработаны  следующие  документы:   комплексная  программа  раннего  развития  детей  дошкольного   возраста;    предметные  образовательные    программы;   учебно-тематические  и  календарные  планы;   интегрированный    базовый   минимум   знаний,   умений  и  навыков  по возрастам   и  «Словарь».  Разрабатывая  программу,   педагогический  коллектив  опирался,   модифицируя  и  адаптируя  под  режим  работы  «Пингвин-школы»,   на   типовые  и  инновационные  программы,  а также на авторские разработки  педагогов  Дворца.  
Цель программы:  раннее комплексное развитие детей, предоставление им возможности в процессе учебно-игровой  деятельности реализовывать свои познавательные, коммуникативные,  эмоционально-игровые  и  двигательные  потребности.   Учебные задачи  программы   в   равной степени решают задачи обучения,  развития  и  воспитания  детей.  
Учебный  материал  и  педагогические  приемы  в  равной  степени  способствуют  развитию  как  рационального,  так  и  художественно-образного  мышления. В соответствии с  «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский) о признании  самоценности  дошкольного  периода детства,  на первый план в  программе «Пингвин – школы»  выдвигается   развивающая  функция образования, обеспечивающая становление личности  ребёнка и его индивидуальных особенностей.   В  разработке программы учитывается научное положение  Л.С. Выготского   о  том,  что правильно организованное  обучение «ведёт» за собой развитие.  А.В. Запорожец считал  дошкольные  годы возрастом огромных возможностей,  которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Все дети  имеют целый ряд общих  характеристик  и  проходят   одинаковые стадии развития. Но каждый ребёнок это – индивид, со своими, присущими только ему особенностями. Чтобы раскрыть заложенные  в каждой  личности возможности,  обучение  должно быть в  меру свободным  и занимательным, так, чтобы каждый ребёнок  смог самопроявиться  и  самовыразиться.  На  том  или  ином  занятии, в процессе  смены учебно-игровой  деятельности  детям предоставляется широкая возможность проявить себя,   найти  своё  «пространство успешности». 
      На   альтернативной   перестроечной   волне  в 1992 году  по  настоянию  родителей,    инициативе  Л.Н.Блиновой,   психолога   А.Е.Лагутиной,   педагога   О.В.Плетнер  и основательной  поддержке   руководства   МГДПиШ  в  лице  директора  Клятовой   Натальи  Ивановны на базе отдела художественного творчества в стенах Дворца  пионеров  была  открыта  экспериментальная   творческая  гимназия,   выведенная  в дальнейшем  в соседнюю  школу  №22.
       Учебный  план  за  годы  работы «Пингвин – школы»   несколько  раз   менялся.  От  каких - то  предметов      по  разным  причинам  отказывались,   вводились  и  апробировались  новые  учебные предметы.   С  целью  определения  уровня  актуального  развития детей,  «зоны  их  ближайшего  развития»  и  оказания своевременной коррекционно-развивающей  помощи   во всех  возрастных учебных группах  были  введены   коррекционно – развивающие   занятия  с  психологом 
Еленой  Николаевной Северин  .      Позднее,  в  комплекс  занятий  с  детьми  5 и  6 лет  была  введена  программа  психолога  Татьяны  Борисовны Долгушевой    «Учимся  общаться»,   нацеленная  на  развитие   коммуникативных  способностей    и  личностных   качеств  детей.
           Большую  работу  по  оказанию  методической помощи  педагогам,  по обеспечению  учебного процесса  методическими  и  дидактическими  пособиями,    игровым  раздаточным  материалом  осуществляет  сегодня методист по дошкольному воспитанию и образованию  «Пингвин - школы» 
Елена  Вячеславовна  Башкина,    с   приходом  Е. В. Башкиной    стали  возможны  в  «Пингвин – школе»   занятия  с  детьми  младшего  дошкольного  3-х  летнего   возраста. 
            Неоценимый   вклад  в  реализации  ежедневного  учебного  процесса   «Пингвин - школы»   осуществляют  сегодня   педагог-организатор 
Светлана Викторовна Новичкова     и  секретарь-организатор,   непосредственно работающий  с  родителями,  Галина  Михайловна Мелякова.
                    
              Сегодня  в  «Пингвин – школе»  занимаются  около   250  детей. Учебный  процесс обеспечивают  12 сотрудников  и  24 педагога с многолетним  опытом  работы.   Педагогический состав  «Пингвин - школы»,   апробируя  и  постоянно  корректируя образовательные программы,  совершенствует  свои педагогические приемы и методы, последовательно    повышает  свою  квалификацию, разрабатывает   авторские  методики и  дидактические пособия,    щедро делясь своими  знаниями  и опытом  на семинарах, открытых занятиях и курсах повышения квалификации.  Дружный,   творческий,   инициативный   педагогический   коллектив     является    основным   достоянием,   богатством  и  гордостью   «Пингвин - школы».
              Это:
                        - педагоги центра художественного образования по живописи и лепке:  Ирина Ивановна ВолобуеваЯнина Георгиевна БыковаДина Исаевна БраславскаяАндрей Михайлович Павлюк
Ольга  Юрьевна Иродова ;  
                        - педагоги  центра художественного образования по театральной  игре,  начальному  музыкальному  развитию  и  музыкальному развивающему  движению: 
Римма Тимофеевна  Селиванова  , Светлана Александровна Силантьева ,  Людмила Николаевна Зверева , Ольга Николаевна Цыганова, Татьяна  Юрьевна Ронами, Елена Вячеславовна  Башкина, Галина  Ефремовна Чамина, Максим  Евгеньевич   Бирюков  ;
                        - педагоги отдела технического творчества по начальному  математическому  развитию  и  развитию речи:  
Ирина  Юрьевна Максимова  ,  Татьяна  Евгеньевна Соседова     и Марина  Владимировна Шаронова.  
             По  просьбе   родителей для  занятий с детьми были приглашены специалисты:  педагог-логопед
Полина Александровна  Никитина,  педагог  по риторике Людмила  Владимировна Абрамова  ,  педагог  по английскому  языку Елена  Михайловна Большакова  ,  педагог по развитию сенсорики Ирина Георгиевна Федосеева , педагог по голосоведению Марина  Владимировна Кузнецова    и др.
            С  целью  выработки   единых   требований  к  воспитанию   детей в семье  и  в  «Пингвин-школе»  большое внимание  уделяется  работе  с  родителями:  родительские  собрания,   встречи с психологами,  логопедом, учителями начальных классов школы №22,   семинары-практикумы  для  родителей   и   индивидуальная  консультативная   помощь, анкетирование,  открытые занятия,   итоговые  показы,  выставки,  новогодние  и  выпускные  праздники.
            Комплексная  интегрированная  программа   «Пингвин - школы»  адресована детям  от 3  до 6 лет  и  рассчитана   от   1  до  4  лет   обучения.  Программа   имеет  сквозной  характер, обеспечивает   преемственность   развития   детей,  подготавливая   их    к  дальнейшему   успешному   обучению в   различных студиях  и  коллективах  Дворца,  в  гимназических  классах школы №22,    и  в   лицее   «Воробьевы  горы».
Опыт многолетней работы, анализ результативности обучения   детей   показал,  что занятия  в   «Пингвин – школе»   продуктивны,  педагогически  целесообразны  и  перспективны.  За  многие  годы  работы   «Пингвин – школа»  выпустила  в  дальнейшую  жизнь   более  тысячи  детей,    из которых  многие занимались в учебных группах Дворца, уже  закончили  гимназию,  лицей «Воробьевы  горы»,     высшие  учебные  заведения,   обзавелись  семьей  и  приводят   уже   своих   детей   заниматься  в  «Пингвин – школу». 



           Автор проекта,   руководитель  и  педагог      
           «Пингвин - школы»      Блинова  Лариса  Николаевна

             Декабрь  2010 г.

Категория: Образовательные программы и студии ЦХО | Добавил: art-edu (15.12.2010) | Автор: Блинова Лариса Николаевна W
Просмотров: 3850 | Комментарии: 1 | Теги: дошкольники, раннее развитие детей, развивающее обучение, пингвин-школа | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]