[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Методические материалы

Информационно-методическая сеть центра художественного образования как фактор инновационного развития направленности
«Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности.»
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, академик Международной педагогической академии
Мы задумывали эту статью уже давно: в контексте проводимой в центре художественного образования работы с учреждениями города, работы в инновационном режиме и в режиме поиска и возрождения традиций, в качестве экспериментальной площадки и в качестве центра с выраженной методической составляющей – в контексте всего выше перечисленного и во многом благодаря этому – вновь встала необходимость осмысления и систематизации методической работы.
С Мариной Степановной Алёшиной и Еленой Евгеньевной Лебедевой собрали внушительный материал, с Наталья Васильевной Воропаевой прошли обучение на курсах МИОО по теме «Инновационная деятельность», подымали не раз проблемы методической, экспериментальной и информационно-методической деятельности на наших семинарах и педагогических конференциях… Оказалось, что это тема не для статьи, а для целой программы развития информационно-методической сети художественно-эстетической направленности во Дворце – и её автором должен стать весь коллектив ЦХО, возможно, и не только ЦХО.
В статье же мне хочется только наметить общие подходы, некоторые пропущенные, так сказать, через призму личного восприятия контуры проблемного поля программы. На каком опыте она выстраивается и на что нацелена.
А больше всего хочется просто поделиться своими профессиональными наблюдениями и мечтами, нарисовать образ методической работы, как я представляю её, например, через пять или десять лет. И опять окажется, что это не для статьи, а для романа или для поэмы! Всё-таки 15 лет, отданных этой самой методической работе, - значительная часть моей жизни, и её осмысление не может быть только аналитическим исследованием, а достойно и личностного эмоционального восприятия – мечты, горизонтов, поэтического пафоса, возможно.
Итак, с одной стороны, снабженная фактами и серьёзной аргументацией программа, с другой – новая, теперь уже, Информационно-методическая поэма, родившаяся на ниве Инновационного поля. В статье постараюсь в общих чертах описать обе стороны этого самого, как мы привыкли говорить, Информационно-методического пространства.
Почему именно Поэма?
Потому что, на мой взгляд,  невозможно заниматься в дополнительном художественном образовании детей информационно-методической работой без глубокого личностного включения в тот процесс, о котором зачастую бытует мнение, что он скучнее и однообразнее, чем занятие творчеством в искусстве или педагогической деятельности, что он лишь внешняя и значит формальная, оболочка истинного творчества, что этот процесс – не для, а вопреки настоящему художественному образованию.
Спросите у большинства педагогов-практиков в дополнительном художественном образовании: как вы относитесь к составлению образовательной программы и созданию образовательно-методического комплекса, или к информационной справке о проведенном мероприятии, или к самому слову «социокультурное проектирование»? Что вы услышите в ответ? Боюсь даже предположить.
И казалось бы почему? Ответ, как всегда, нужно искать в глубинах античности. «Техно», «поэзис», «этос», «пафос» - покопавшись в нюансах семантики этих древних слов, вы увидите, как еще древний мир «проблематизировал» и «озвучивал», «транслировал» и «проектировал» свою жизнь рядом с богами и героями, музами и оракулами.
А как мы в нашей профессии относимся к информационно-методическому обеспечению нашей деятельности? Самое главное, как относимся к словам, с помощью которых выстраиваем здание нашей профессии?
Наверное, смысл инноваций и должен в первую очередь заключаться в пересмотре этого отношения. И в поиске соответствующих форм и способов, объемов и пространств, нужно искать верные слова и соответствующие орудия нашего методического труда. Но об этом позже. А то статья по нарастающей становится поэмой, причем очень сумбурно выстроенной и, прямо скажем, постмодернистской, чего очень трудно избежать в наше время. А надо постараться.
Когда в 90-е годы мы обращались к методике дополнительного образования, то и сами 90-е годы, и само новое понятие дополнительного образования, пришедшее на смену внешкольной работе (вдумайтесь в различие наших представлений о «работе» и об «образовании»!), требовали какой-то новой «парадигмы», нового взгляда на организацию и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.
Но как обойтись молодой, формирующейся системе, живущей, казалось бы, в новой парадигме, без той самой пресловутой юнгианской Тени прошлого, брошенной на новые и очень нужные инновации в методике? И получалось, что «проект» стал противопоставляться «программе», «технология» -  «творчеству», «личность» - «субъекту», самое страшное и порой комичное заключалось в том, что у нас, как в горьковском «На дне», появилось очень много «иностранных и непонятных» слов. Педагоги стали отворачиваться от методики либо искать в ней что-то очень далекое и от новой парадигмы, и от того, что было описано как раз в это время в «Проектном сознании» и «Метапредмете Проблема» у Ю.В.Громыко. Методологический язык многих запутал и сбил с толку.
Мы в центре, а тогда еще отделе художественного творчества, поставили перед собой, по-моему, очень важную задачу – оговорюсь, что не мы сами, задачу отлично сформулировал Виктор Ермолаевич Соболев. «Надо у вас в отделе систематизировать программное обеспечение, определиться с образовательными технологиями, попробовать классифицировать методические продукты».
Центр художественного образования имеет большую историю, в нем работают артисты, художники, музыканты и, самое главное, творческие педагоги – к началу двухтысячных (странно звучит, непривычно, что мы уже в новом тысячелетии, хотя уже десять лет нового века прошло – но об этом и статья), так вот, к началу этой новой систематизации и классификации в отделе художественного творчества было очень много своих методических наработок. Достаточно сказать, что инновационная образовательная технология учебно-исследовательской деятельности в отделе сложилась еще задолго до того, как было принято само это понятие, что форма стендового доклада и кейс-технологии, например, в изобразительном искусстве, здесь применялись еще раньше, чем их стали причислять к инновационным формам. Первые дополнительные образовательные программы также сформировались в отделе художественного творчества, много было находок в технологиях социокультурного проектирования. И так далее.
Но информационно-методическая поэма не получалась. Мы тогда долго размышляли над причинами. Я помню свои разговоры с Еленой Семеновной Голоколосовой и Риммой Тимофеевной Селивановой. Удивительные женщины! Одними из первых овладели компьютером, совмещают управленческую, педагогическую и собственно артистическую деятельность. Но олицетворяют в то же время два принципиально разных подхода к организации предмета этой статьи – информационно-методическому пространству. Для Елены Семеновны важнее всего творчество в её личностном и пронизанном этим самым «поэзисом» социокультурном проекте (интереснейший, замечательный проект выступлений детей на Дне Славянской письменности) – для Риммы Тимофеевны следование корпоративной этике (ведение документации, журнала, текст образовательной программы), технология (вспомним «техно»)  работы с учебной группой встает на первое место. Итак, снова противопоставление программы и проекта, пафоса художника и этоса человеческой общности, корпорации.
Таких примеров множество.
И появилась «Наша Земля – наше наследие». Появилась как первая попытка объединения проектно-программной и программно-проектной деятельностей, как текст, служащий ориентиром в выстраивании взаимосвязей внутри нашего детско-взрослого сообщества, что взять нам для работы в первую очередь из многообразнейшего и безграничного мира художественного творчества, как из формальной оболочки сделать действенный механизм и рычаг для инноваций….
На педагогических, методических и художественных советах (организация их работы – отдельная тема для статьи) мы решили: «Наш Центр должен стать субъектом в искусстве и в образовании. Значит наш центр Художник и Педагог». Значит, по выражению Анри Матисса, он пропускает мир через призму своего темперамента. Этой призмой и должна быть программа направленности. Она определяет приоритеты развития, в ней делается попытка выстраивания некоего бахтинского «хронотопа» нашей корпоративной культуры: как в пространстве и во времени осуществляется наша образовательная деятельность.

В программе был намечен «базовый образовательный минимум» направленности – вопрос, конечно, очень спорный поначалу, но сейчас, когда программа подходит к своему завершению (срок её реализации до 2010 года) и мы задумываемся о её продолжении, этот вопрос представляется поставленным вовремя и по существу.
Действительно, как объединить коллективы, которые все заняты художественным образованием, но образованием в совершенно различных видах художественного творчества, как, с одной стороны, способствовать развитию инноваций, а с другой стороны, не потерять традиций? В конце концов, как определить эстетические и воспитательные приоритеты нашей общей деятельности? Ну и еще очень важный момент – как сделать художественное образование во Дворце действительно системой в организационно-управленческом и методическом плане, то есть выстроить корпоративную технологию – с соответствующими стандартами процессов целеполагания и оценки результативности на различных уровнях?
На проводимых нами городских педагогических семинарах мы тоже задавали эти вопросы и делились опытом. Пришли к выводу, что наша программа – явление редкое и, возможно, единственное в своём роде. Её особенность – в расставлении акцентов. На первый план выдвинута проблема соотношения программной деятельности в учебной группе и проектной деятельности на различных уровнях организации образовательного процесса и опоры обоих этих процессов на то, что мы назвали «базовым минимумом» - в других же учреждениях акцент ставится на программотворчестве в области социокультурной деятельности. Создаются программы, например, общих культурно-досуговых мероприятий, работа учреждения подстраивается под работу какой-нибудь общественной организации и т.д. И это, конечно, тоже путь, который может быть эффективным в определенных условиях. Но всё-таки не наш. Ведь мы работаем во Дворце, где и так достаточно много создано различных организационно-управленческих программ, где реализуются проекты городского, межрегионального и международного масштабов, где отрабатываются подходы к дополнительным образовательным программам, к нормативной базе наших учреждений.
«Базовый образовательный минимум» может пригодиться и педагогу, только что пришедшему в наш Центр – просто даже для понимания того, где ему предстоит работать и с какими уже выдвинутыми в организационно-методологическую программу приоритетами придется столкнуться (может быть, действительно столкнуться, а не согласиться), и управленцу – при выборе стратегии развития своего подразделения, и опытному педагогу и методисту – при обосновании реализуемых  содержания, форм и методов работы. Учитывая, что «базовый минимум» включен в открытую (через Интернет) программу развития направленности, то и родитель, и ребенок также будут иметь представление о пространстве, в которое они входят.
Я не буду в этой статье дословно цитировать раздел нашей программы об «образовательном минимуме», намечу лишь основные его положения.
Во-первых, это ориентир на патриотическое воспитание обучающихся, причем воспитание в национальных российских традициях, неотъемлемой частью которых была память о историческом прошлом нашей Родины, о месте России в судьбе цивилизации и культуры, уважительное отношение к культурам других народов и государств;
Во-вторых, это открытость культурологической парадигмы, обучение детей в контексте достижений и форм развития мирового искусства, приобщение к постижению мировых культурных ценностей и явлений;
В-третьих, социализация через получение предпрофессиональных знаний, умений и навыков в избранной области искусства;
В-четвертых, получение опыта проектной и исследовательской деятельности в гуманитарных науках и искусстве;
В-пятых, приобретение детьми опыта восприятия произведений искусства в качестве зрителя, слушателя, читателя, формирование художественного вкуса.
Общая логика формирования образовательной среды нашего центра вписывается в вышеприведенные направления «Базового образовательного минимума».
В этой связи хочется рассмотреть отдельно только одну из студий – театр моды «Василиса».
Развитие этого подразделения центра художественного образования за последние годы – яркий пример по-настоящему творческого и методически выстроенного движения к созданию технологичной открытой системы художественного образования в рамках студии ЦХО. Родившись в студии декоративно-прикладного творчества, театр моды унаследовал от этого творческого коллектива прежде всего искреннюю привязанность национальным традициям, внимательное отношение к использованию различных инновационных и традиционно присущих нашему учреждению образовательных технологий, умение (а это в художественном творчестве имеет колоссальное значение!) работать в коллективе, перефразировав К.Станиславского, «работать ради искусства, а не ради себя в искусстве».
За последнее время руководитель театра моды Наталья Васильевна Воропаева организовала работу по созданию комплексной программы студии, провела ряд интересных городских проблемных семинаров по определению критериев результативности детских театров моды, по возможности использования в них проектно-исследовательских образовательных технологий; педагоги студии, а за ними и педагоги из других детских театров моды Москвы – участники фестиваля «Юные таланты Московии» - активные пользователи нашей виртуальной информационно-методической сети, посетители и участники организуемых Натальей Васильевной мероприятий в области искусства костюма.
В этом году уже второй раз была проведена городская проектно-исследовательская конференция учащихся театров моды – интереснейшая в методическом плане форма работы с юными дизайнерами одежды, которая, на мой взгляд, еще не получила той высокой оценки, которую по праву заслуживает. Таким образом, к уже ставшими в городе традиционными формам: городскому конкурсу эскизных проектов и городскому конкурсному показу коллекций одежды – прибавилась конференция участников проектно-исследовательской деятельности. «Раньше мы были дизайнерами и манекенщицами, а теперь еще и исследователи» - так назывался ролик, который был показан при открытии этого с методической точки зрения очень интересного мероприятия.
На сайте центра сохраняются видеоролики всех показов коллекций, фотоальбомы эскизных проектов и мини-конкурсов по модулям комплексной образовательной программы, презентации исследовательских работ по искусству костюма, статьи педагогов театра моды.
«Василиса» заняла и заметное место в социокультурной деятельности центра. Девушки выступают не только в роли дизайнеров, манекенщиц и исследователей, но и в роли актрис на Новогоднем спектакле ТЮМа. Надо сказать, что Новогоднее представление учащихся Дворца – это уже не только спектакль ТЮМа, но продукт совместного творчества юных артистов из разных коллективов центра: из ансамбля «Купавушка», театра моды «Василиса», ну и, конечно, из ТЮМа.
Этот «продукт» также можно рассматривать в контексте программы «Наша земля – наше наследие» и как пример технологического подхода к социокультурному проектированию в художественном образовании Дворца.
Интерес к проектно-исследовательской деятельности, во многом благодаря популяризации её через сформулированный «базовый минимум», стал проявляться и в других подразделениях Центра.
Как уже говорилось, первоначально традиция проведения учебно- и проектно-исследовательских конференций, развитие соответствующих образовательных технологий было характерно для студии декоративно-прикладного творчества и литературной студии. Затем студия «Театр моды «Василиса» активно включилась в эту работу. С этого года и в Театре юных москвичей наметилось продвижение к новым формам. Мне посчастливилось побывать на мини-конференции по искусству театра, которую проводил педагог ТЮМа, наш художественный руководитель Сергей Викторович Розов. Погрузился в мир античного искусства. Еще один пример интересного методического решения при организации учебно-исследовательской конференции.
Я не случайно вспомнил о художественном руководителе Центра. Им за последнее время была организована работа (через созданный недавно и руководимый Мариной Степановной Художественный совет ЦХО) по упорядочиванию деятельности на стыке собственно учебного процесса и участию в социокультурном проектировании (как уже отмечалось, наиболее проблемный участок образовательного процесса). Подробнее об этом вы также можете прочитать на нашем сайте.

И еще несколько наблюдений о развитии нашего Центра в этом учебном году.
Во-первых, это дальнейшее продвижение – и в этом году особенно заметное – по пути интеграции. И информационное пространство, и социокультурное (собственно говоря, основы для интеграции) стали действительно работать на сближение коллективов направленности. Мы ведь так много говорим об образовательной среде, и, конечно, даже здание и интерьеры Дворца уже с самого первого попадания сюда служат формированию у ребенка (да и у родителя, педагога и просто гостя) представления о множестве творческих и просто человеческих деятельностей в мире. Тут и театр, и выставка, и десантники, и биологи, и астрономы, и чего только нет! Но не хватает порой просто самых обычных для другого, маленького образовательного учреждения творческих встреч, может быть, даже состязаний и конкурсов для ребят даже в рамках одной образовательной направленности, но из разных студий и отделов.
В программу «Наша земля – наше наследие» мы, еще как только запускали её в реализацию, включили такие общие мероприятия и, самое главное, обозначили путь интеграции как приоритетный для создания новых проектов. Стали ежегодно проводить в начале года театрализованное представление-праздник «Будем знакомы!» и в конце года – аналогичный праздник-итоговый концерт всего Центра. Только уже с другим, «итоговым» сценарием.
В этом году впервые провели состязание для сборных команд из разных студий Центра, на которых ребята познакомились и друг с другом, и с областями в искусстве, отличными от их основных занятий.
Сайт Центра также постепенно становится площадкой и методического сотрудничества педагогов, и местом, где сохраняются «продукты» творчества по всем направлениям нашей деятельности, это тоже, как и создаваемые социокультурные проекты, поле интеграции и общения для педагогов, детей, родителей. Для темы этой статьи важен такой аспект работы сайта: это очень удобный современный инструмент для педагога в его методическом самовыражении, на сайте ведь можно не только поделиться словом (что многие художники, например, просто не любят делать), но и образом: в формате видеоролика, звукозаписи, фотографии, презентации, и пр., пр., принять участие в обсуждении, прокомментировать или дождаться комментария на методическую разработку, сохранить свой творческий продукт во времени и открыть его пространство практически безгранично).
Интеграционные процессы затронули и важнейший уровень образовательной системы – её психологическое обеспечение. С появлением в штате методического кабинета педагога-психолога этот участок методического обеспечения стал важнейшей технологической составляющей нашей работы. Мария Олеговна Хатомченкова планирует свою работу с, казалось бы, совершенно разными по специфике творчества коллективами, исходя из общего проблемного поля, строя её на основе анализа в том числе и текстов образовательных программ, корректируя эти тексты; выявляя общие тенденции, проводит тренинги и консультации. Большое место занимает и работа с родителями.
Родительские собрания, социокультурные проекты с участием родителей, консультации психолога и информационная сеть – это в первую очередь то пространство, где встречаются дети, родители, педагоги и методисты Центра.



«Поэма» об информационно-методической сети не может быть полной, если не посвятить одну из её глав труду наших методистов. Но я уже писал, что выбрал сейчас форму ознакомительной статьи, поэтому изложу то, что воспел бы с радостью в стихах, в форме сухих рассуждений и схем. Это, надеюсь, может пригодиться моим коллегам, читателям «Сотрудников».
Говоря о методистах в Центре художественного образования, следует оговориться, что методистами у нас в той или иной мере можно назвать всех наших сотрудников, включая и управленцев, и педагогов, и даже работников, не связанных напрямую с педагогической работой. А как иначе, кроме как методической, назвать, например, работу нашего звукорежиссера Евгения Ивановича Попова, когда он консультирует взрослых и детей по поводу пользования аппаратурой, выбора форматов для аудифайлов и т.д. Главное, что из таких, как может показаться кому-то, мелочей и складывается настоящая корпоративная технология. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Евгения Ивановича на нашем сайте, но мне бы тоже хотелось поделиться некоторыми наблюдениями.
Юный артист и юный художник входит в мир, полный всевозможных технических  приспособлений, которые зачастую могут стать для него преградой или наоборот подспорьем в творческом росте и развитии, социализации. Нельзя чтобы готовясь петь, например, с микрофоном или показывать что-то с помощью проектора, ребенок пренебрежительно или свысока относился бы к этой технике и не был бы готов её использовать. То же самое можно сказать и о педагогах. Порой прекрасное мероприятие может быть под угрозой, потому что ведущий не позаботился о технических средствах, отказал себе в удовольствии научиться тому, что сейчас мы требуем уже от школьника, или посчитал, что все получится само по себе, что мир полон волшебников, которым только то и дело, что до технического оснащения его выступления. Такими волшебниками и являются наши методисты. Методисты в роли заведующих большинства наших студий: и Ирина Николаевна Скворцова, и Наталья Васильевна Воропаева, и Елена Вячеславовна Тольская, и Владимир Анатольевич Константинов - смогут помочь своим ученикам и педагогам в выборе правильного технического оснащения их работы, правильного формата, грамотной презентации и т.д. И скажу я вам, это большого стоит! Тем более в коллективе художественного творчества. С этого, как ни странно это прозвучит, и начинается методическая работа. И в первую очередь спасибо хочется сказать Марине Степановне Алёшиной, которая вовремя обратила внимание на тенденции развития всего методического обеспечения, всеми силами старалась достойно технически оснастить наш Центр, направить сотрудников на наиболее актуальные для нас курсы повышения квалификации, организовать работу так, чтобы не только на одного имеющегося в штате программиста Светлану Викторовну Новичкову и меня, как на её руководителя по методическому кабинету, возлагалась бы обязанность по техническому сопровождению нашей методической работы.
Итак, начинается методическая работа с владения методическим инструментарием: требованиями и нормативами, техническими средствами и знаниями по формам методической работы, различными классификаторами и свойственными именно для нашего учреждения подходами к организации того или иного профессионального взаимодействия (программы, проекты, работа Методического и Художественного совета центра и пр., пр.). А уже затем эта работа выходит на высокопрофессиональный педагогический план, уровень собственно педагогической компетентности, на уровень, не побоюсь в статье этого слова, «пафоса педагогической профессии». И только в этой последовательности, а не наоборот! В этом секрет нашего информационно-методического пространства.
Мне приходилось за свою жизнь бывать на множестве педагогических и методических мероприятий разных уровней – и уже с первых минут начинаешь на них понимать, организованы ли они для того, чтобы пустить пыль в глаза, для галочки, для прелести человеческого общения, для маскировки каких-то экономических и пр. целей или для серьезной методической работы. Там, где размываются понятия или звучат общие слова, или только высокий стиль и никакой конкретики в красивых речах, где постоянно ломаются средства технического сопровождения или вообще не используются, потому что в наглядности и нет никакой необходимости, - не может идти речи о какой-бы то ни было корпоративной технологии и системе методического обеспечения. Поверьте, что в нашем Центре это не так. И дело в отношении к труду методиста.

«Нельзя создать фиалку в тигеле» - кажется, так говорил Шелли о переводе поэтического текста. Но можно вырастить новую фиалку, глядя на выращенную твоим соседом – и эти фиалки будут нести и тебе и твоему соседу одинаковую радость. Также и методист помогает вырастить новую фиалку, находит механизмы снабжения её водой, удобрениями, светом… Его тигель – это его фиалка, поэзис исследовательского творчества, продуктом которого становится алгоритм деятельности.
Чем суше и нейтральнее слова методологического исследования, тем приближенней они к реальности! И тем это исследование поэтичнее!
Когда я пришёл на работу во Дворец, то основным открытием для меня стало именно это. Тогда я старался найти ключевые слова для методической работы. Одно время считал, что это «программа». Между прочим, многие мои коллеги, особенно естественнонаучной направленности нашего Дворца, и сейчас видят основную поэзию методической работы именно в этом. Но это позэия подавления поэзии, культура сдерживания. Культура – имеющая право на существование, как и всякая другая.
Затем увлекся понятием «проекта», и опять же коллеги и друзья естественнонаучной направленности – только уже другие - продемонстрировали мне ограниченность такого подхода. Хотя тоже необходимого и формирующего определенную и очень активно развиваемую прежде всего в либеральном обществе культуру.
Затем искал ключ в психолого-педагогических основах и философии образования. Но нельзя вырастить фиалку в тигеле – и прямой перенос какой-нибудь психолого-педагогической или философской школы на организацию методики влечет непоправимые последствия – непоправимые с моей, повторюсь, точки зрения.
Наконец я нашёл, что искал. Ключевым словом для методической работы является «гипертекст». Именно это понятие формирует сейчас информационное пространство, а слово «информация» присутствует и в семантике «программы», и в семантике «проекта», и в понятийных полях любой психолого-педагогической и философской школы.
Гипертекст является ключом для открытия дверей между культурами, и в то же время присутствует в каждой из культур.
Наше время – это время стремительного перехода в информационное общество, в котором, как когда-то книга  и грамотность при изобретении печатного станка, компьютерные технологии начинают играть системообразующую, а не только орудийную роль.
Человек из объекта воздействия, например, телевизора или радио, становится сам субъектом воздействия через компьютер и Интернет. Но это опять же отдельная тема! Продуктом гипертекстового методического творчества становятся программы, проекты и выборы тех или иных психолого-педагогических и философских подходов в практике педагога, методиста, управленца. Но еще и ребенка, и родителя! Образование становится действительно открытым, по-другому читается проблема авторства, проблема управления, проблема компетентности.
Методист – это прежде всего переводчик содержания педагогического опыта в сферу технологизированной педагогической практики. В нашем случае – практики художественного образования.
Им может быть, об этом уже говорилось, и работник технической службы, и собственно методист, и педагог-психолог, и управленцы разных уровней (зав.лабораторией, сектором, кабинетом, студией, центром в целом).
Лучшим пространством для методического взаимодействия в наших современных условиях может быть сеть. Есть у нас примеры выстраивания, и на мой взляд, очень эффективного, таких сетей в рамках некоторых организационно-технологических программ – я имею в виду прежде всего программу «Развитие одаренности».
Нашему центру предстоит перенести этот опыт на программу «Наша Земля – наше наследие». И уже немало в этом направлении сделано. Я уже писал, что только за последний год мы провели серию семинаров по обеспечению художественно-эстетической направленности, собирали на них (при помощи Нины Владимировны Кленовой и благодаря опять же Интернета) достаточно большие аудитории из города, все материалы семинаров публикуем на наших сайтах – слово остается, и оно интерактивно, оно в гипертексте, можно комментировать, дополнять, «скачивать» и «забанивать». Процесс продолжается и не прерывается во времени семинара. Правда, наш художественный руководитель шутит, что вот мол отключат электричество – и закончится наше информационно-методическое пространство. Есть и другие проблемы – но это опять же целая статья.
Регулярно проходят курсы повышения квалификации по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, работают мастер-классы, организуется фестиваль «В добрый час!», традиционно проходит городская методическая выставка «Опыт и творчество». И опять же все в информационной сети – все материалы открыты для комментирования и использования.
Педагог художественного образования – он же все-таки не только педагог, но и художник, и артист, и писатель, и поэт… Ему нужна кисточка, сцена, музыкальный инструмент, слушатель, зритель или читатель. Что может сравниться с возможностью на одном сайте сохранить и видеоролики выступлений, и музыкальные файлы, и статьи, и стихи, и фотографии! Это и есть ключевое понятие методики дополнительного художественного образования.
Задача методиста – дать ему это самое  и в информационно-методическом пространстве.
И лучший здесь помощник компьютер и виртуальная сеть.
Что из себя представляет сама технология информационно-методического производства?
В Центре художественного образования действует отдел программно-методического обеспечения, которым руководит Елена Евгеньевна Лебедева. В составе этого отдела функции координации и обеспечения методической работы распределены между методическим кабинетом и сектором информационного обеспечения.
Среди сотрудников отдела – методист по программному обеспечению Ольга Николаевна Цыганова, методист по координации программы «Кадры Дворца» Галина Михайловна Мелякова, педагог-психолог Мария Олеговна Хатомченкова, программист Светлана Викторовна Новичкова и педагог-организатор Татьяна Станиславовна Карташова. С работой каждого из них можно, в частности, познакомиться и в созданной виртуальной информационно-методической сети центра, администратором которой я являюсь.
Мы планируем работу на учебный год, анализируем планы учебных подразделений и планы Методического совета центра, исходя из приоритетов, обозначенных в программе «Наша земля – наше наследие». Ежегодно в план методической работы включаются программы педагогических семинаров, обеспечение образовательных программ и образовательных технологий, реализуемых в Центре, особое внимание уделяется работе с кадрами, выдвижению наших педагогов на различные конкурсы и курсы повышения квалификации.
Как уже отмечалось, компетентность педагога сейчас во многом определяется его способностью работать в информационно-методической сети – это связано и с владением понятийным аппаратом, и владением техникой, и ориентацией в сложившейся корпоративной культуре. «Не нужно изобретать велосипед, когда его чертеж можно получить либо в прошлом, либо найти в сети» - пожалуй, основной принцип методических достижений наших педагогов. Помощь методиста – в том, чтобы направить по верному пути и вооружить соответствующим инструментарием.
Большое внимание мы сейчас уделяем программно-методическим комплексам, но, как я уже писал, - текст такого комплекса не становится самоцелью, куда важнее, чтобы методический продукт был близок характеру деятельности педагога, был бы открыт и востребован коллегами, находился бы в динамике. Это, в частности, достигается за счет публикаций, и в первую очередь, электронных, за счет живого общения на проблемных семинарах, за счет обсуждений (стараемся эту форму развивать на всех уровнях) творческих продуктов наших учеников.
Итак, составляется план работы, распределяются ответственные за координацию той или иной методической деятельности по подразделениям, сеть начинает работать. Например, выявлена какая-то проблема. Наш педагог-организатор Татьяна Станиславовна вооружается диктофоном и интервьюирует коллег, не дожидаясь, пока они напишут соответствующий материал - после чего готов методический продукт - «интервью». Его при необходимости можно опубликовать печатно или поместить на сайт. Или обсудить на семинаре. Проводится видео и фотосъемка, методические находки описываются самими педагогами или управленцами, или методистами, или психологом. У каждого свой участок.
Определенный или относительно координируемой программы и координируемой технологии («Развитие одаренности», «Социум и дети», «Каникулы», «Кадры Дворца»), или в соответствии со специализацией: программное обеспечение, компьютерное обеспечение, литературно-редакторское обеспечение.
Это, так же как и владение техникой, о чем писал выше,  самый главный профессиональный уровень. А дальше идет творчество. Кто-то склонен к творчеству в области проектирования, кого-то увлекают те или иные аспекты педагогической деятельности, кого-то интересуют информационные или какие-то социальные технологии.  И возникают оригинальные идеи, проекты, методические решения…
Читать дальше..
Категория: Методические материалы | Добавил: art-edu (13.09.2010) | Автор: Лебедь Николай Николаевич E W
Просмотров: 3543 | Комментарии: 1 | Теги: информационно-методическое обеспече, методика, проектная деятельность, методология, образовательная программа, ДОД, инновации в образовании | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]