[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Методические материалы

Методическая служба ЦХО. Структура, функции, продукты деятельности. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в студи

Дополнительную информацию можно найти на сайте Центра

Методическая служба ЦХО. Структура, функции, продукты деятельности. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в студиях ЦХО

Методическая работа является неотъемлемой составляющей деятельности всех сотрудников ЦХО: педагогов, педагогов-организаторов, педагога-психолога, методистов, заведующих структурными подразделениями, художественного руководителя ЦХО, заведующего Центром и его заместителей.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса является, по сути, результатом и показателем сформированности технологической этики как коллектива Центра в целом, так и каждого его подразделения, каждого сотрудника.

Начинается информационно-методическое обеспечение с первого дня поступления на работу педагога ДОД, с первого учебного дня. В идеале: педагог начинает работу, согласовав со своим непосредственным руководителем – зав.лабораторией или студией:

  • Утвержденный и опубликованный ОМК (включающий образовательную программу и дидактико-методическое сопровождение) – свой авторский или используемый чужой (консультации в ЦХО зав.отделом Лебедевой Е.Е. и методистом Цыгановой О.Н.),
  • Наглядные листовки на записи детей, иллюстрирующие деятельность его учебных групп (консультации и помощь педагога-организатора Карташовой Т.С.),
  • Хотя бы страничку в Интернете с информацией о том, чем дети занимаются в его группах (консультации зав.мет.каб. Лебедя Н.Н. или работа в простой для использования вики-технологии на общедворцовском сайте),
  • Личный перспективный план на текущий учебный год, соотнесенный с планом его подразделения, планом ЦХО и программой «Наша Земля – наше наследие» (консультации зав.ЦХО Алёшиной и зав.отделом Селивановой Р.Т.);
  • План проведения психологических консультаций, тренингов и т.п. (консультации психолога ЦХО Хатомченковой М.О.)
  • План методических публикаций по проблематике работы (консультации зав.мет.каб. Лебедя Н.Н.).


Основной информационно-методической единицей в ЦХО является должность заведующего студией. Студии ЦХО – это целостные образовательные коллективы, имеющие собственные ОМК (в большинстве не структурированные и недостаточны технологизированные - эта работа сейчас ведется, - но уже и сейчас ярко методически выраженные в сложившихся студийных традициях и методических наработках). ОМК студии ЦХО – это новый методический продукт, который представляет из себя не только набор ОМК всех педагогов, но и некий формализованный и утвержденный на Педсовете студии алгоритм деятельности, транслируемый в образовательное пространство различными, характерными для данной студии способами. Как возможные и не исключающие друг друга варианты:

Комплексная программа развития студии и комплексная образовательная программа студии,

  • Обновляющийся сайт в Интернете,
  • Система открытых мероприятий, освещаемая в средствах информации и оформленная в организационно-деятельностный проект, который может участвовать, например, на городском конкурсе проектов,
  • Методические семинары и мастер-классы и педагогические конференции на базе студии.

И многое другое, объединенное в систему, транслируемое в пространство Дворца и шире.

Порядок ознакомления методического совета ЦХО с информационно-методическим обеспечением студии

В 2008-09 уч. году Методическим советом ЦХО было запланировано проведение работ по систематизации методического обеспечения образовательного процесса художественно-эстетической направленности. Одним из направлений этой работы (наряду с анализом реализации программы «Наша Земля – наше наследие», работой с ОМК предметных образовательных программ и пр.) является изучение информационно-методического обеспечения студий Центра. Оно включает в себя несколько этапов. Первый из них – представление руководителем студии общих подходов и концепции информационно-методического обеспечения студии. Предполагается, что концепция включает в себя следующие взаимосвязанные блоки:

1. Наличие программы развития студии и комплексной образовательной программы студии - при отсутствии утвержденных программ такого типа принимаются во внимание любые материалы, определяющие тенденции развития и взаимосвязь образовательных программ в студии (перспективные планы, статьи, решения педагогических советов, соответствующие разделы в программе «Наша Земля – наше наследие» и т.д.)

2. Общее количество и преемственность реализуемых предметных образовательных программ

3. Участие студии в программе «Развитие одаренности» и в экспериментальной работе ЦХО

4. Участие в культурно-досуговой деятельности и соответствующая методическая проработка этой работы

5. Работа по программе «Социум и дети»:

  • регулярность и оснащенность родительских собраний;
  • работа в проектах с педагогом-психологом Центра;
  • организация и участие в социокультурных проектах;

6. Участие студии в проектах, включенных в программу «Наша Земля – наше наследие»: «Творческий потенциал России», «В добрый час!» и др.

7. Участие в методических выставках разного уровня

8. Работа по проведению мастер-классов и курсов повышения квалификации

9. Методические публикации педагогов студии за последние 3 года

10. Порядок работы с информационными ресурсами Дворца: информационный бюллетень, «Сотрудники», вики-сайт Дворца, сотрудничество с отделом по связям со СМИ

11. Участие педагогов и коллективов в телепередачах, публикации в СМИ, ведение самостоятельных Интернет-ресурсов

12. Повышение квалификации педагогов в плане владения информационными технологиями: использование Интернета, оборудования Центра для электронных демонстраций, использование ТСО на занятиях

13. Наличие информационных стендов и порядок работы с ними

14. Порядок работы с сайтами ЦХО и «Юных талантов Московии» (количество и характер переданных для публикации материалов, собственные проекты)

15. Наличие подготовленных раздаточных материалов и рекламной продукции для различных целевых аудиторий (дети и родители, коллеги, выпускники и т.д.)

16. Организация работы: распределение ответственных, система обеспечения.

Студии имеют различный по структуре и штатному расписанию кадровый потенциал для создания оригинальных ОМК, но их менеджмент выбирает соответствующую стратегию и формирует ОМК, исходя из своей специфики.

К 2008-09 уч.году сформировалась новая административная структура – отдел программно-методического обеспечения ЦХО (зав.отделом – Лебедева Е.Е.), основной функцией которого является координация методической работы, её планирование и анализ. Наряду с административной структурой, действует Методический совет ЦХО – общественная коллегиальная структура, которым руководит зав. ЦХО Алешина М.С. Методический совет собирается 2 раза в месяц и обсуждает насущные проблемы организации методического обеспечения.

Функции методической службы ЦХО определяются 4-мя направлениями и двумя режимами деятельности: информационно- и организационно-методическими, психолого- и социально-педагогическими направлениями и нормированным и инновационно-экспериментальным режимами. Основная методология работы методической службы основывается на разработанной для всей художественно-эстетической направленности Дворца программе «Наша Земля – наше наследие»-2006-2010гг.

Важное место в работе службы занимает кураторство образовательных проектов, формирущихся на стыке программы «Наша Земля-…» и организационно-технологических программ «Развитие одаренности», «Социум и дети», «Каникулы», «Праздники детства», «Кадры Дворца». Большое значение в организации методической работы занимает работа с городом:

  • в рамках фестиваля «Юные таланты Московии»;
  • по плану проведения мастер-классов и педагогических семинаров;
  • по программам курсов повышения квалификации;
  • в информационном пространстве (Интернет, публикации, открытые мероприятия).


Основные группы продуктов, координацией создания которых, их консультационным, информационным, редакторским и пр. сопровождением занимается информационно-методическая служба:

1.Проекты и анализ реализации программы «Наша Земля-..»(Лебедь Н.Н.)

2.ОМК учебных групп и классификатор программного обеспечения образовательного процесса (Цыганова О.Н.)

3.Проекты психологического сопровождения (Хатомченкова М.О.)

4.3 сайта ЦХО и их раскрутка, консультации по вики-технологиям (Лебедь Н.Н.)

5.Печатная и электронная дидактика мастер-классов и семинаров (Лебедева Е.Е., Лебедь Н.Н.)

6.Афишы, буклеты, брошюры, стенды и т.п.(Карташова Т.С.)

7.Информационные и аналитические справки о ходе образовательного процесса (Селиванова Р.Т., Лебедева Е.Е.)

8.Продукты и анализ экспериментальной работы ЦХО (см. [Презентацию на Итоговой городской конференции по экспериментальной работе]http://artzentr.narod.ru/experiment.html) (Лебедь Н.Н.)

9.Публикации в СМИ и педагогической литературе.

Мастер-классы и педагогические семинары ЦХО 2007-08 уч.года

В прошлом учебном году в ЦХО (при информационной поддержке городского программно-методического центра) были проведены мастер-классы, педагогические семинары и педагогические конференции по различным направлениям дополнительного художественного образования.

Руководитель Театра моды «Василиса» Н.В.Воропаева провела семинар «Диагностика достижений обучающихся в «Театре моды». Цель этого семинара было познакомить педагогов театров моды с опытом организации работы в Театре моды «Василиса» по определению результативности образовательной программы; были представлены различные критериальные ряды оценки обучающихся в соответствии с их возрастом и видом деятельности в театре моды. Особое внимание было уделено использованию разнообразных стандартизированных тестов и технических средств обучения.

Педагог студии Искусство звучащего слова В.А.Юркин во время своего мастер-класса «Эмоциональная насыщенность в художественном слове и ораторском искусстве» показал имеющиеся системы подготовки речевого аппарата детей с использованием артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений.

При подготовке мастер-класса им была заявлена цель: Познакомить с методикой создания киноленты видений и конкретизации элементов актерского мастерства. Мастер-класс был проведен перед большой аудиторией с учащимися группы В.А.Юркина.

Вячеслав Андреевич продемонстрировал педагогам те приемы, которые он использует на занятиях, поделился опытом создания образовательной программы. Это был пример качественного профессионального общения, так необходимого коллегам из разных художественных студий Дворца.

Литературное творчество: «Критерии оценки детских творческих работ по литературному тв-ву» (педагог Н.В.Давыдова). Цель семинара: Познакомить с опытом организации работы на конференциях по учебно-исследовательской деятельности и творческих конкурсах литературного творчества: были представлены различные критериальные ряды оценки обучающихся в соответствии с их возрастом и видом деятельности. Вопросом разработки критериальных рядов для оценки творческих работ в литературной студии «Зеленый шум» (рук.Г.Е.Чамина) занимаются не первый год. Этот опыт имеет большое значение опять же в контексте стандартизации дополнительного образования, позволяет найти общие пути для педагогов литературного творчества из различных образовательных учреждений. В этом году студия активно включилась и в освоение пространства Интернета, в расширение форм для образовательного самовыражения детей и подростков, поэтому проблема критериев оценки литературных работ актуальна как никогда.

Большая работа была проведена по обмену педагогическим опытом в области декоративно-прикладного искусства. Педагоги студии декоративно-прикладного творчества не только регулярно проводят курсы МИОО по дополнительному образованию, участвуют в различных педагогических конференциях (организовывая на базе МГДД(Ю)Т ежегодную городскую конференцию и выезжая в другие города России и за рубеж), но и активно включились в программу «Наша Земля – наше наследие» на уровне трансляции её методических результатов.

Вот список мастер-классов СДПТ (руководитель Скворцова И.Н.) прошлого учебного года:

  • Богданова Н.Г.:

«Узоры русского Севера(роспись по дереву)»
Знакомство с особенностями стилистики и композиционного решения в орнаменте Архангельской и Северо-Двинской росписи по дереву.

  • Дмитриева Н.Б.:

«Сувенирная открытка в технике вышивки»
Познакомить с основами и приемами вышивки при изготовлении открытки с простейшими видами швов. Оформление открытки цветным картоном.

  • Лебедева Е.Е.:

«Русские расписные пряники»
Знакомство с историей пряничного дела в России, центрами пряничного дела, старинными рецептами и способами их реконструкции в современных условиях. Виды теста. Декорирование вырезных пряников.

  • Карасева Е.В.:

«Игровая деятельность на основе русского фольклора»
Познакомить с праздником русского Рождества, особенностями святочного периода и проведения зимних святок. Показ вертепного действа, разучивание святочных игр.

  • Дигурова Т.М., Иванова Е.А.:

«Обрядовая кукла из ткани»
Знакомство с особенностями русских обрядов и традиций, роль куклы в русском крестьянском быту. Роль вышивки и элементов шитья в изготовлении костюма куклы.

  • Браславская Д.И.:

«Сувенирная открытка в технике трафаретной печати(роспись на ткани)»
Познакомить с различными техниками оформления текстиля. Выполнение поздравительной открытки с применением печати на ткани и дорисовки.

  • Селивахина В.А.:

«Старинное ткачество на дощечках»
Знакомство с одним из древнейших видов прикладных ремесел, овладение старинной техникой ткачества на деревянных дощечках. Выполнение фрагмента тканого пояса.

  • Шамардина Т.Б.:

«Приготовление пряничных игрушек-сувениров»
Познакомить с видами и формами пряников, основами реконструкции старинных пряников в современных условиях. Изготовление лепных, печатных и вырезных пряников.

В студии Изобразительного искусства в прошлом году продолжалась работа по организации методических мероприятий фестиваля «Юные таланты Московии».

В рамках городской методической выставки «ОПЫТ И ТВОРЧЕСТВО» 5 февраля 2008 г. прошла научно-практическая конференция «Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность», где педагоги города делились методикой преподавания изобразительного искусства. Большое внимание было уделено программному обеспечению изостудии «Воробьевы горы» и использованию Интернета для обмена методическим опытом. Работы педагогов и фоторепортаж о выставке в рамках конференции были помещены на изготовленных в ЦХО сайтах Центра и Фестиваля «Юные таланты Московии» (http://artzentr.narod.ru , http://jtm2007.narod.ru) .

Не было обойдено стороной и Искусство фотографии: педагог В.А.Константинов провел мастер-класс «Внутренняя компоновка изображения в кадре».

Цель мастеркласса: Знакомство с правилами композиционного построения при съемке и печати фотографий.

Казалось бы, для новичка в искусстве фотографии довольно узкая тема, но автор мастер-класса развернул её таким образом, что гости – педагоги из разных подразделений ЦХО – смогли совсем по-новому взглянуть на весь образовательный комплекс фотостудии «Московское окно».

Были продемонстрированы, во-первых, специфические черты именно фотоискусства, его значение в современном обществе; во-вторых, собственно образовательные технологии, которые применяются в студии.

В.А.Константинов широко использовал технические средства обучения, фрагменты художественных фильмов, материалы с фотофорумов Интернета, свои работы с различных художественных выставок в России и за рубежом.

Традиционным стало проведение педагогических семинаров по Театральному искусству во время организованного на базе ЦХО фестиваля «В добрый час!». Интересен опыт ТЮМа и в плане организации общественного Интернет-сайта, на котором работает форум учащихся о произведениях Театра юных москвичей и о творческой жизни коллектива театра.

В прошлом учебном году были также проведены мастер-классы подразделений ЦХО на базе ДНТТМ: «Актерская техника для артиста – певца» (преп.Горшкова Н.Б.) и «Техника Рафалла в фитодизайне» (пед.Гольцева Л.И.). Их целями соответственно были: «Расширение диапазона педагогических приемов в подготовке актера к сценической деятельности в рамках музыкального театра» и «Знакомство с последними тенденциями в развитии искусства фитодизайна и приемами организации занятий по фитодизайну».

В ЦХО сектор музыкально-драматического искусства и отдел художественно-эстетических программ вошли недавно, но сразу включились в программу «Наша Земля – наше наследие», приняли участие в работе по обмену методическим опытом.

Проблеме выстраивания модели образовательной деятельности художественно-эстетической направленности на основе проектно-исследовательской образовательной технологии был посвящен выездной педагогический семинар (зав. методическим кабинетом ЦХО Лебедь Н.Н.) для педагогов Центра «Созвездие».

На семинаре были продемонстрированы различные подходы к организации программного обеспечения художественно-эстетической направленности в МГДД(Ю)Т, один из авторов программы развития направленности поделился с педагогами опытом работы над ней, познакомил с тем, как в ЦХО организована экспериментальная работа, какие образовательные технологии применяются в образовательном процессе, какие есть проблемы при его моделировании.

Общим для большинства проведенных в прошлом году мастер-классов и педагогических семинаров было, во-первых, широкое использование компьютерных технологий, которые не только делали более наглядными выступления, но и сохраняли в методическом фонде студий прекрасный дидактический материал. Во-вторых, это то, что педагогические таланты наших авторов, и это часто приходилось слышать от гостей ЦХО, конечно же, не могут быть стандартизованы, каждый из педагогов – яркая творческая индивидуальность. Но высокий методический стандарт может быть достигнут на уровне организации Центра в целом, через системность подходов к программам и проектам художественно-эстетической направленности, через четкое определение «продуктов» методической деятельности, через владение и использование новых информационных и организационных технологий.



Лебедь Н.Н., зав. методическим кабинетом ЦХО МГДД(Ю)Т
тел.939-88-76
e-mail: nnl08@mail.ru

Категория: Методические материалы | Добавил: art-edu (19.02.2009)
Просмотров: 3254 | Теги: кружки для детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]