[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Методические материалы

«ТЕХНОЛОГИЯ» ТЕАТРАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ронами Татьяна Юрьевна.
Педагог- режиссер Театра Юных Москвичей Московского Городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества

«ТЕХНОЛОГИЯ» ТЕАТРАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Воспитать нравственные качества в учащемся не просто. Не придуманы еще тренажеры для честности, отзывчивости, бессмысленно ставить «двойки» за грубость и предательство. Все это относится к внутренней, невидимой жизни души учащегося и труднее всего поддается контролю извне. Как будет развиваться, и проявляться нравственность в обучающихся нельзя найти точного объяснения, нельзя заранее предрешить, можно только соучаствовать. Очень многое, если не все, в воспитании нравственных качеств учащихся зависит от того, сумеет ли педагог раскрыться сам для ребенка? Быть убедительным, не рассудком искать воспитательные приемы и алгоритмы, а самому становиться добрым, внимательным и добросовестно исполнять все доверенное ему, быть мастером своего дела. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что в воспитании все должно основываться на личности, что «воспитательная сила» изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакие искусственно придуманные технологии, не смогут заменить личности в деле воспитании. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, невозможно. Только «характером можно образовать характер», подчеркивал Ушинский.

Специфика театрального искусства такова, что с первой минуты общения до итоговой (выпуск спектакля) педагог оказывает непосредственное влияние на развитие, воспитание и формирование личности обучающегося. Выбор упражнений, заданий, тем для этюдов, беседы, другие формы и методы обучения направлены на развитие личности в целом. У пианиста есть рояль, у скрипача скрипка, а у актера «инструмент» он сам. Как будет «настроен» этот «инструмент», зависит от личности самого педагога. Учащийся может «зазвучать», а может и остаться надолго «закрытым» для педагога. Огромное значение имеют интерес и любовь педагога к детям, его увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, выдержка, профессиональная работоспособность. Чтобы овладеть перечисленными выше качествами, необходимо изучить, освоить закономерности и механизмы педагогического процесса в театральной деятельности. Это позволит каждую тему или раздел, расчленять на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Необходимо опираться в своей деятельности на научную теорию. По театральному искусству их не так много в отличии от педагогики. Но нужно иметь в виду, любая научная теория это совокупность законов и правил, а практика всегда конкретна и сиюминутна. К тому же применение на практике теории требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог не всегда располагает. Педагогическая деятельность это целостный процесс, опирающийся на личный актерский и жизненный опыт, педагогические методики, психологию, философию и др., тогда как знания педагога чаще всего как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных знаний, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагог, занимающийся театральной деятельностью не под влиянием теории, а на основе поверхностных представлений о педагогической деятельности в театре оказывается беспомощным в профессиональном смысле. Главным становится развлекательность, тогда как на первом месте должно быть формирование моральных и ценностных ориентации, осознание общественного долга и гражданской ответственности.

Театральная деятельность - деятельность коллективная. Без взаимопонимающего педагогического коллектива хорошего результата не будет. Именно театральная деятельность вынуждает работать только с единомышленниками. Педагог-хореограф, педагог - по сценической речи, по сценическому движению, по вокалу объединяются в образовательном процессе и при работе над сценическим воплощением драматургического материала обязаны работать по единым правилам, быть единомышленниками.

В. А. Сухомлинский в одной из своих последних книг «Сердце отдаю детям» писал о том, как важно чтобы педагоги имели единые взгляды и убеждения по важнейшим вопросам воспитания и образования, так как единство взглядов предусматривает расцвет творческой индивидуальности каждого педагога, что ни один педагог не может быть воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, именно это как раз и «является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на подростков».

А. С. Макаренко считал, что «умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем».

Профессиональная деятельность педагога способна осуществить мечту А.С.Макаренко, когда педагог будет обучен тому, как войти в   аудиторию, как приветствовать, как и где стоять, сидеть, как улыбаться, и даже как взглянуть на учащегося. Он должен уметь превращать в аппарат педагогического воздействия свои эмоции, силу, интонацию и тон голоса, речь, следить за своими жестами и мимикой. Одним из показателей технической вооруженности педагога, является его умение управлять своим психическим состоянием и умением педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к учащимся.

Формирование нравственных качеств   особенно активно формируется в школьном возрасте. В этот период ребенок активно входит в окружающий мир, в нем закладываются фундаментальные основы отношения к людям, событиям, явлениям. В нем формируются привычки. Ребенок не имеет еще развитого интеллекта и опыта. В своем развитии он опирается на интуицию и чувства. Мышление догматично, в нем нет пока места для критики и сравнения. Мораль его складывается из простого хорошо - плохо, молено -нельзя. Воспитание в этот период больше зависит не от специальных педагогических внушений и действий, а от общей духовной атмосферы в семье, в школе, в коллективе. Задача педагогов и родителей - напитать духовно-нравственными впечатлениями, сделать движения его души глубокими и разноплановыми, приобщить к творчеству.

К сожалению, многие театральные коллективы заняты обучением профессиональных навыков. Педагоги- режиссеры «втискивают» юных актеров в надуманный режиссерский замысел, навязывают свои видения и представления об искусстве и жизненных ситуация. Педагоги других направлений заняты только развитием тех дарований, способностей, которые даны природой   или  уделяют особое внимание развитию социальных сил в обучающихся, накоплению в них социальных навыков, способности проникаться теми задачами, которыми живет современное общество, что имеет неоспоримое значение. К сожалению, многие педагоги и родители тратят немалые силы на внедрение в жизнь обучающихся своих идей, на осуществление своих замыслов: сначала знаменитая школа, затем престижный ВУЗ и т.д.

Приоритет современной педагогики развитие творчества в учащемся, можно сказать - высшая цель, к которой стремится современное воспитание, но формированию силы, необходимой для реализации замыслов отводится все - таки особая роль. Воспитание чаще всего сосредоточено на воспитании умения достигать поставленных целей, на умении овладевать обстоятельствами теми силами, которые в этих обстоятельствах присутствуют. К сожалению, эти задачи сосредоточены на формальном развитии личности, хотя и движет ими   любовь к учащимся. Педагогическое внимание сосредоточено на том, чтобы развить те качества, которые сделают учащихся сильными в условиях современной жизни и защитят их от возможных проблем и ошибок. Во всем этом много нужного и полезного.

Однако очевиден контраст между тем, как усиленно выдвигается в воспитании личности, умения «найти себя», «отстоять себя», порой в жестоких условиях конкуренции, и тем, как упускается нравственное

развитие, снижается духовность в современных сложных условиях.

Физическое здоровье, ум, сильный характер, социальные навыки не спасут от возможных глубоких переживаний в душе, от мучительных неудач, от выбора перед добром и злом.

В чем же заключается «технология» педагогического мастерства? Мы с Вами помним, что слово педагогика с греческого -«детоводительство.» Когда-то так называли слугу, который приводил ребенка к учителю. Прошло немало времени, и педагогика стала называться искусством воспитания, а также наукой о воспитании. Чтобы быть услышанным и правильно понятым в театральном коллективе, надо художественные понятия перевести на язык, доступный любому возрасту, сегодняшним современным подросткам, юношам.

В истории педагогики живут главнейшие правила:

-Сознание долга

-Наблюдение (Сначала надо узнать, чем «дышит» учащийся, с чем пришел, соприкоснуться с его жизнью, попытаться разобрать в ней, почувствовать ее)

-Педагогический такт (Сдерживание своих личных ощущений, эмоций и впечатлений, ко всем относиться равно и сдержанно. Важно «внедрить» себя естественно в группу, в коллектив. Это поможет связать существование, положение учащихся с теми новыми для них знаниями и навыками, которые педагог хотел бы до них донести)

-Интерес и любовь к обучающемуся (Максимально учитывать возможности восприятия, идти от простого к сложному)

-Ответственность (Отваживаемся на участие в формирование внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни обучающихся)

А. С. Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего- люди. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить его развитие и руководить им - вот задача воспитания».

Театральное творчество позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в обучающемся. В процессе обучения театральному искусству он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к духовной жизни.

Список используемой литературы:

1.Макаренко А.С. Книга для родителей. М.,1934

2.Ушинский К.Д. Собр.соч., т. 2.-М.;Л.,1948.

3.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд.2-е.-М.,1971. 4.3еньковский В.В. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.

5.Мит. Амфилохий (Радович) «Основы православного воспитания», сб. статей, Пермь, 2000.

6.Сластенин В.А. М.: ООО «Издат.Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000.
Категория: Методические материалы | Добавил: art-edu (28.03.2009) | Автор: Ронами Т.Ю.
Просмотров: 3539 | Комментарии: 1 | Теги: кружки для детей | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]