[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Методические материалы

Страничка психолога

Файлы педагога-психолога Хатомченковой М.О. см. по ссылке

 

Педагог-психолог методического кабинета ЦХО Хатомченкова Мария Олеговна. Консультации по понедельникам и средам 15.30 - 17.30. в каб.6-00,  тел.8-909-921-52-61

1.Индивидуальные консультации по вопросам:

-детско-родительских отношений,

-возрастной психологии,

-семейной психологии,

-психологической готовности ребёнка к школе,

-педагогического эмоционального выгорания,

-творческого мышления,

-сферы мотивации достижений,

-профессиональной ориентации.

2.Семинары с сотрудниками ЦХО

3.Участие в социокультурной деятельности ЦХО совместно с социальным педагогом и педагогами-организаторами

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Присутствие психолога в современном образовательном учреждении сегодня  продиктовано самим обществом и ситуацией как в общеобразовательной школе, так и  в дополнительном  образовании.
В центре художественного образования за последние несколько лет сформирована и работает система психолого-педагогического сопровождения учебных групп,  образовательных программ и реализуемых проектов. В эту систему вошли такие направления работы психолога, как анкетирование, тестирование, тренинги различной целевой направленности, помощь педагогам в разрешении сложных ситуаций, профилактика асоциальных форм поведения детей и подростков, индивидуальное консультирование, просветительская и методико-аналитическая деятельность.
Целью формирования этой системы в первую очередь было обеспечение максимального психологического комфорта образовательного процесса как для обучающегося, так и для педагога.
Формат статьи не позволяет в полном объеме раскрыть содержание  психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в последние годы в центре, но на некоторых примерах можно остановиться подробнее.
Вот уже третий год в учебной группе «Фольклорный театр»  педагога Цыгановой Ольги Николаевны проходят 30-ти минутные еженедельные занятия с психологом. Занятия в основном носят характер тренинга социальной адаптации, но иногда принимают форму беседы на интересующую детей острую тему или  проходят в форме ролевой игры.
Нужно отметить, что эта учебная группа была в своё время набрана педагогом без традиционного для театральных групп прослушивания. Это вносит определенные сложности в работу педагогов, работающих с этой группой по  комплексной программе «Фольклорный театр».  Группа получилась очень «разношерстная». Возникли сложности в общении детей внутри группы, и педагог сразу же обратился за помощью. Было решено организовать занятия с психологом. Нашли  возможность проводить встречи  в течение 30 минут один раз в неделю, сгруппировав 15-ти минутные перерывы между занятиями.
В первый год обучения на тренингах дети, большинство из которых единственные в семье и плохо умеющие налаживать коммуникационные связи со сверстниками, учились цивилизованно общаться, слушать и слышать друг друга. Иногда возникала необходимость «обсудить вслух» некоторые вопросы. Нужно отметить, что психолог не  всегда был готов разговаривать на любую тему – иногда обсуждение проблемы требовало особой  предварительной подготовки  и переносилось на следующую встречу.
Во время второго года обучения к этим занятиям добавились занятия, ориентированные на личностное развитие ребят, но это не означает, что задача сплочения группы отошла на второй план. Как раз именно понимание себя как особенной, развивающейся, ценной личности помогает ребятам  конструктивно, доброжелательно работать в группе, что очень важно именно для театрального коллектива. Также на втором году обучения в группе в течение всего учебного года проходила тренинг-игра «Подсолнух». Целью игры являлось обучение подростка увидеть положительные черты характера сверстника, даже если он не является твоим другом. В самом начале учебного года ребята были разделены на случайные пары и учились находить и формулировать положительную характеристику своему партнёру по игре. Для кого-то из ребят это не вызвало трудностей, а кому-то пришлось нелегко – похвалить другого умеет далеко не каждый современный подросток. К концу учебного года каждый ребёнок получил устойчивый навык лояльного или даже эмпатийного отношения к сверстнику и унёс домой свой «Подсолнух», на котором каждый лепесток - это положительная характеристика его самого - великолепный ресурс хорошего настроения в  кризисный момент. Сотрудничество психолога с педагогами и детьми, обучающимися в этой группе, продолжилось и в этом году.
В лаборатории «Кулинария» декоративно-прикладной студии центра художественного образования  психологом совместно с педагогами студии разработан целый блок разнообразных форм работы с обучающимися здесь подростками. В начале и в конце учебного года проводится анкетирование обучающихся, позволяющее педагогам скорректировать учебную программу и привлекать ребят в течение учебного года к разным формам учебной деятельности сообразно интересам каждого ребенка, таким как учебно-исследовательские проекты, мастер-классы, посещение музеев и выставок, выезды в экспедиции.
Именно в лаборатории «Кулинария» три года назад в виде эксперимента начались занятия по профилактике среди подростков зависимого поведения. Занятия проходили в форме бесед с использованием наглядного материала и раздаточных карт. Неформальная, свободная форма обсуждения этой «скучной» темы была положительно принята подростками и педагогами лаборатории. Опыт и формы работы за прошедшие 3 года конечно же расширились - сейчас на таких занятиях ребята имеют возможность разобраться в том, что такое «зависимость», всегда ли это слово носит отрицательный характер, получить поддержку своих эмоциональных реакций, поиграть в ситуации отказа от вредных привычек и социально-неприемлемого поведения в форме ролевых игр и научиться аргументировано проговаривать стремление к здоровому образу жизни для себя и своих близких.

Также в лаборатории «Кулинария» психологом проводятся тренинги социальной адаптации, позволяющие ребятам научиться  работать в группе, что благотворно влияет на выполнение коллективных заданий педагога во время занятий.
В этом учебном году опыт работы по профилактике зависимого поведения, вошедший в программы учебных групп лаборатории «Кулинария», распространяется и на другие подразделения центра. В дальнейшем этот проект должен охватить максимальное количество учебных групп.
Большой интерес у педагогов и, конечно же у ребят, обучающихся в наших учебных группах, вызвала возможность оценить свои творческие способности при помощи целого блока специальных тестов, подобранных и адаптированных психологом центра к условиям учебных групп художественно-эстетической направленности.
Этот и другой опыт работы педагога-психолога транслируется на проблемных семинарах психолого-педагогической направленности, адресованных педагогам и методическим работникам Дворца.


Хатомченкова Мария Олеговна, педагог-психолог центра художественного образования

 

 

 

Категория: Методические материалы | Добавил: art-edu (09.03.2009) | Автор: Лебедь Н.Н., зав. мет. каб. ЦХО E W
Просмотров: 4199 | Теги: кружки для детей, Старк | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]