[(ЦХО) Центр художественного образования дворец пионеров ]
Главная » Статьи » Методические материалы

Театральный звук как элемент художественного образования детей



(На примере работы звукорежиссера театрального зала МГДД (Ю)Т)


Искусство театра - это отражение жизни через действие, которые разыгрывают актёры перед зрителями. Наши актеры - дети, как правило, от природы любящие лицедействовать, и, конечно, рассчитывающие на доброжелательное внимание зрителя. Зритель нашего театра - это друзья актёров, их сверстники, мамы, папы, дедушки и бабушки.

Ребёнок - актёр наших театров (кукольного и юных москвичей) до выхода на сцену живёт в реальном окружающем его мире. Это школа, транспорт, друзья, родители, компьютерные игры, сотовые телефоны, «флэшки», телевизоры и т.п.

В реальном мире ребёнок может вполне искренне считать, что Моцарт - композитор, специализирующийся на музыке для сотовых телефонов, компьютер - приспособление звуков к играм: выстрелы, взрывы, крики персонажей и т.п. Звучание же самого дорогого телевизора всегда примитивно, поскольку телевизионная система устроена исключительно в угоду качеству изображения. И даже великолепные звуки, записанные на DVD, являются не более, чем звуковыми эффектами, аккомпанирующими изображению. Вот почему важнейшей задачей театра в целом и, в особенности детского самодеятельного театра, является создание достоверного звучания музыкальных и шумовых материалов к спектаклям.

В жизни театров звукофикация появилась сравнительно недавно. Но за короткий срок с помощью звукового оформления спектаклей звукорежиссёры научились использовать самые разнообразные музыкальные образы, создающие соответствующее настроение в сценах спектакля. В необходимых случаях в спектаклях используется и музыкальный пролог (увертюра), и музыкальный антракт при смене картин, и пение актёров. Музыка сопровождает действие спектакля наравне с игрой актёров, декорациями, освещение, костюмами. Кроме того, в спектаклях широко используется и шумовое оформление, например, движение поезда, работа станков, пение птиц, стрельба, голоса зверей, гроза, дождь и т.п.

Работая совместно с режиссером-постановщиком, звукорежиссёр подбирает в соответствии с создаваемой им звуковой партитурой спектакля подходящую драматургическому замыслу музыку, шумы, эффекты и записывает их на носители. Очень часто, особенно в работе с кукольным театром, используется запись специально создаваемой композитором музыки для спектакля с последующим наложением на неё голосов маленьких актёров (песни, речь и даже целые сцены) и шумов, поскольку голоса самых маленьких актёров ещё слабы, а форсирование голосов может привести к нежелательным последствиям.

Работа по записи детей весьма трудоёмкая и ответственная, поскольку необходимо обеспечить натуральность звучания их голосов, добиться эффекта «живого» исполнения. И такая задача в нашем театре решена. Реализовать её в полной мере удалось благодаря пониманию и огромной помощи со стороны директора дворца Д.Л.Монахова и,безусловно, заведующей центром художественного образования М.С.Алёшиной,удивительно точно понимающей важность вопроса.

Разработанный мной проект звукофикации театрального зала был утверждён руководством, найдены необходимые средства, приобретено и смонтировано своими силами современное звуковое оборудование.Не вдаваясь в технические подробности модернизации звука, можно с уверенностью заявить, что на сегодняшний день театральный зал дворца является одним из лучших по звуку залов в Москве вместимостью до 400 мест.

Отзывы в популярных досуговых журналах и таких исполнителей, выступавших на нашей сцене, как Сергей Никитин, Галина Хомчек, Андрей Макаревич, Юлий Ким, Александр Городницкий и др., а также профессиональных актёров подтверждают это вполне. В нашем зале с удовольствием выступают хор и оркестр ансамбля им. Локтева.

Остаётся только посетовать на отсутствие помещения для студии звукозаписи, без чего сегодняшний театр не может функционировать эффективно.Но самое главное - это, конечно, наши дети - артисты.

По определению драматурга Е.Шварца «зажигаясь от чужого огня гореть своим светом»,отношение детей - актёров к звуку принципиально изменилось благодаря тому, что на спектаклях и репетициях их сопровождает высококачественное звучание музыки и шумов.

Тринадцати-пятнадцатилетние ребята, танцевавшие раньше под мелодии из сотового телефона, уверяют, что «теперь их бросает в дрожь от качества такой музыки», а кое-кто даже отказался от примитивного звучания «флэшек». Самым большим поощрением для младших артистов театра кукол теперь является участие в записи и даже просто присутствие на записи.

Перед спектаклями, на репетициях тюмовцы с удовольствием приходят в аппаратную театрального зала и часто с очень дельными предложениями, на которые мы - взрослые просто не обратили бы внимания.

В сложнейших спектаклях нашего театра кукол («Тень» Е.Шварца, «Кто царевну поцелует» Ю.Кима) музыкальное и шумовое оформление помогают юным артистам держать необходимый ритм спектакля, двигаться под музыку, пережидать паузы. Руководитель театра кукол Е.А.Плотникова предельно насыщает постановки оригинальной музыкой, песнями, танцами.

В театре юных москвичей в каждом из спектаклей используются весьма сложные музыкальные образы (постановщики Ю.А.Алексин, Г.Ю.Ронами). При этом ни в одном поставленном на сцене театра спектакле вы не услышите попсы или даже её элементов. В корне изменилось и отношение детей к техническим устройствам для звука. Я больше не вижу хватающих микрофоны детей, дующих в них, стучащих по ним. Дети теперь знают (и чувствуют), что микрофон «слышит» даже писк пролетающего комара. Поэтому к микрофонам наши дети относятся очень бережно, зная, что эти устройства их записывают или помогают громко говорить. Я подчеркнул наши дети, потому что на детей из других театров (выступающих, например, на фестивалях) микрофоны действуют просто гипнотически: дунуть, постучать, покричать и т.п.

Был свидетелем сцены (хохотал в аппаратной до слез), когда наш юный артист-кукольник отчитал на сцене своих старших коллег из приезжего театра за неуважительное отношение к технике и обещал пожаловаться самому Евгению Ивановичу. Молодец! В заключение скажу, что работа звукорежиссёра детского самодеятельного театра является весьма сложной, но очень благодарной, поскольку позволяет как бы незаметно воспитывать в детях в наше жёсткое техногенное время эстетическое восприятие жизни (включая жизнь на сцене), что является одним из важнейших элементов художественного образования ребёнка.


Е.И.Попов


Категория: Методические материалы | Добавил: art-edu (09.03.2009) | Автор: Попов Е.И., звукорежиссер ЦХО
Просмотров: 2172 | Теги: кружки для детей, воробьевы горы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]